26 августа 2012

Программа для работы с mind-maps

К сожалению, поездка в Кострому, генеральная уборка в квартире, необходимость торопиться с тренировкой голоса и последние события несколько увели меня в сторону. И в который уже раз подтверждается хорошо известное мне правило: ПОЧТИ ЛЮБОЕ ДЕЛО ЗАНИМАЕТ В 3 РАЗА БОЛЬШЕ ВРЕМЕНИ, ЧЕМ НА НЕГО ДОЛЖНО БЫЛО БЫ ПОЛНОСТЬЮ ХВАТИТЬ ПО ПЛАНУ. И плюс обрастает новыми из ниоткуда берущимися проблемами. Я начала чувствовать, что в моей жизни снова начинает заворачиваться комок хаоса. Рассудила, что лучше двигаться мелкими шажками в одном направлении, чем очумело метаться из стороны в стороу. Поэтому возвращаюсь на начатую дорожку, а именно к вопросу планирования. Итак, мне нужно определиться с выбором программы для создания ментальных карт. Когда я исследую какую-либо проблему, то обычно создаю по ней некоторые записи. Недавно возникла мысль создать второй сайт и среди прочего выкладывать на нём такие вот заметочки. А пока что решила опубликовать текущее в виде статьи в блоге. Возможно, кому-то это будет полезным, а может, кто-то что-то и подскажет, буду благодарна.


Порывшись в Интернете, я отыскала несколько мест, где сделаны общие обзоры подобных программ, привожу ссылочки.
  • Первым делом я обычно смотрю Википедию. Хотя я и слышу периодически, что это свалка мусора, однако покажите мне другое место, где можно в относительно доступной и понятной форме получить представление о практически любой вещи! В том числе в ней есть категория "Карты памяти" (ИМХО, название не самое удачное, но главное суть)
  • "Программы по картам ума" на сайте www.mindmap.ru
  • "Обзор программ класса concept mapping" на сайте журнала КомпьютерПресс
  • В анлоязычной Википедии можно посмотреть список подобных программ. Ещё где-то я встречала исчерпывающе-полный перечень таких приложений, в нём около 300 позиций, но поскольку он состоит почти что только из самих названий, то для меня ценности не представляет.

Также я самостоятельно протестировала несколько программ, установив их в виртуальной машине. Залезала не слишком глубоко, у меня нет ни цели, ни времени сделать профессиональный обзор, смотрела для себя, насколько они мне понятны и удобны. Ниже кратко опишу общие впечатления.

MindManager Pro v9.2.504
MindManager 2012 v10.2.209 - хорошая программа. Возможно такое впечатление сложилось потому, что у меня уже имеется небольшой опыт общения с чуть более старой версией. Хотя достаточно и лишних, запутывающих меня функций. От некоторых заведомо ненужных модулей можно отказаться при установке. Версии 9 и 10 (2012) поддаются русифицированию. В версии 10.2.209 имеются проблемы с активно мною используемыми прикреплёнными заметками, частично её решить можно, но не полностью, всё равно придётся испытывать неудобства. В более ранних версиях десяточки, как прочитала, тоже достаточно проблем, так что мне больше понравилась версия 9.2.504. Для установки требуется наличие в ОС FrameNet 3.5.

Personal Brain 5.5.2.3 - отличная анимация, поддержка концепт-карт (где нет явного центра). Но в целом сложилось впечатление, что это программа одной функции. Заметку, как поняла, можно создавать только одну на всю карту. И какие-то непонятные глюки. Как будто программе что-то не хватает или на XP её сколько-нибудь тщательно не тестировали. Возможности какие-то скудные и неудобные. Есть поддержка русского языка (но при этом я не поняла, как переключиться на оригинальный английский, т.к. в меню есть соответствующий пункт, но он не работает).
    Также попыталась посмотреть Personal Brain 6.0.0.8, но не смогла её запустить. Какая-то ошибка, связанная с Java, хотя я ту установила. Не увидела смысла углублённо копаться.

ConceptDraw Office Pro 8.0.7.4 - очень можный инструмент, по сути состоящий из трёх отдельных продуктов (ConceptDraw Pro, ConceptDraw MINDMAP, ConceptDraw Project). Понравился. Но он скорее для проектирования деятельности предприятия, требует серьёзного профессионального подхода, глубокого изучения, а следовательно, и поддержания полученных знания. Ещё минус, что устанавливается только в максимальной комплектации, нет возможности отказаться от заведомо ненужных модулей. Огромное количество различных непонятных и, похоже, не нужных мне сейчас возможностей, и всё на английском. Т.е. программа хорошая, но не для моей ситуации.

FreeMind 0.9.0 - учитывая, что программа бесплатная и занимает всего 13 Мб, приятно удивила. Всё, что нужно, и ничего лишнего. Очень порадовали возможности встроенного редактора заметок

XMind-3.3 (Free) - программа также бесплатная и также неожиданно хорошая. Нашла крайне полезную для работы с моим магабольшим планом функцию 'детализации', когда по нажатию всего одной клавиши бОльшая часть карты исчезает и ты можешь работать только с ветвями, исходящими из выбранного узла, становящегося как бы центральным в новой карте. В MindManager-е тоже есть что-то подобное, но в XMind идея реализована значительно удобнее. Главный недостаток - скромные возможности редактора создания заметок. Представление о программе можно получить из 15-минутного видеоурока. Также я посмотрела XMind v.3.2.1 Pro, за которую требуют уже денежки. Но её дополнительные функции мне не нужны, когда их нет - то даже как-то понятнее всё.

Изучая вопрос, я также наткнулась на такие штуки, как ментальные карты online. К примеру, mind42.com, realtimeboard.com и mapmyself.com . Но компьютерными ментальными картами я занимаюсь только со своего ноутбука, с Интернетом могут быть перебои, так что подобное мне не подходит.

Из перечисленных программ мне больше всех понравились  MindManager 9 и XMind. С одной стороны MindManager мне знаком и по нему есть бРльшее количество русскоязычного справочного материала. С другой стороны XMind проще, легче и подкупает его официальная бесплатность. Всё же мне не нравится пользоваться крякнутым софтом, нецивилизованно это. (Но философствовать хорошо с сытым желудком!) Сейчас в раздумьях. Вот если бы у XMind была работа с заметками сделана также, как во FreeMind... Но идеально никогда ничего не бывает, такова жизнь. :)



И напоследок приведи ещё одну любопытную ссылку: WikiMindMap - это интерфейс к Википедии, который в виде ментальной карты показывает взаимосвязи между родственными статьями, таким образом облегчая навигацию и поиск нужного. Увы, среди предлагаемых языков русского пока нет. Будем надеяться, появится.



P.S.
Вдогоночку. Посмотрела ещё два приложения, оба бесплатные. Одно из них очень интересное.

Xebeche (Xebece) 1.0.0 - очень маленькая, простенькая и забавненькая программка, нет никаких наворотов. Вес - менее мегабайта! Зато чтобы разобраться в ней, достаточно всего несколько минут. Её разработка была прекращено в ещё в 2005. Проект мёртв и, похоже, никогда не воскреснет.

CmapTools 5.04.02 - наконец-то я нашла программу для создания не просто ментальных карт, а именно концепт-карт, где связи между узлами могут быть достаточно сложны. Как в жизни: не всегда может хватить древовидной структуры с редкими связями пунктиром. Сравнивать эту программу мне не с чем. В ConceptDraw Office что-то подобное присутствует, но то есть программа совершенно другого класса.


P.P.S.
Добавлю ещё несколько ссылочек на статьи, в которых делается обзор программ по созданию ментальных карт:
"8 программ для построения mind-map" на powerbranding.ru
"ТОП 10 программ для построения mind-map" на web-academy.com.ua (материалы пересекаются с предыдущей статьёй)
"Использование компьютерных программ для построения ментальных карт менеджера промышленного предприятия" на arbir.ru (вот такое вот длинное скучное название)
"Софт для построения Ментальных карт" на stimul.biz (отличнейшая статья с систематизацией информации, прямыми ссылками и скриншотами)
"Top 30+ Free Mind Mapping Tools – Best Mindmap" на open-tube.com (статья на английском)
"Top 10 Free Online Mind Mapping Tools" на freenuts.com (также на английском)

4 комментария:

  1. Синевласка, посмотри еще краткий обзор на сайте РТД http://www.transhumanism-russia.ru/content/view/373/170/, обрати особое внимание на Concept Map Tools, я эти вещи использую достаточно давно использую, AII- планирование удобнее всего начинать именно с него. Еще FreeeMind нравится.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Большое спасибо за ссылочку, много интересного, можно долго исследовать. Вот было бы только времени побольше. :) Приятные парни эти трансгуманисты. :)) Concept Map Tools...? Не совсем поняла, о чём именно из списка речь...

      Я решила взять на вооружение MindManager9. В общих чертах уже его знаю, так что всё уже знакомо. Чтобы научиться пользоваться в полном объёме и уверенно, составила в нём ментальную карту по полезным мне горячим клавишам самого ММ. И ещё одну по меню, наполовину готова. Однако стало усиливаться неприятное чувство, что иду куда-то не туда. MM уж как-то больше ориентирован на презентации. Подтормаживает. И несколько раз вызывал зависания моей ОС, приходилось перезагружаться. Слишком навороченный, как и всё, имеющее Word-подобный интерфейс. :-/ Кроме того, мне действительно как-то не особенно приятно пользоваться крякнутым софтом. В своей жизни я слишком много вынесла унижений, чтобы ещё вдобавок и самой себя не уважать! :-/ В общем, я в замешательстве, и я явно буксую. В этом и есть главный минус самообразования: непонятно, в каком именно направлении идти и что же именно изучать. Выше я писала, что реализация любого пункта плана занимает в 3 раза больше времени, чем полностью должно хватить. Это я поскромничала.

      И вообще появилась идея полностью уйти на бесплатный софт. :))

      Удалить
    2. >> Приятные парни эти трансгуманисты. :)
      Спасибо :)

      Забавно, мне MM совершенно не понравился. По поводу того, как сам организую работу:
      1) Сначала составляю концепт мэп при помощи этого - http://cmap.ihmc.us
      2) Потом ментальная карта во FreeMind.
      Кстати по поводу твоей идеи перехода на бесплатный софт - очень здраво - с 99 сам активно использую Linux, сейчас он просто превосходен. Так вот, все эти инструменты имеют Linux-версию, что, несомненно большой плюс. И вез M$ действительно можно жить - проверено :)

      Удалить
    3. Основываясь на том, что узнала за последние две недели, могу порекомендовать посмотреть на FreePlane - http://freeplane.sourceforge.net . Серьёзно переучиваться не придётся, но возможножности значительно шире.

      Насчёт возможности жить без M$ - не знаю, стоит проверить. :)

      Удалить